Меню

Инновации

Отчет
воспитателя Бондаренко Елены Анатольевны
об инновационной деятельности.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие детских учреждений, их переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.


Мной изучен теоретический аспект развития познавательной активности у дошкольников, разработаны материалы и диагностические карты по развитию познавательной активности. Для расширения образовательного пространства ДОУ в рамках реализации проекта «Экскурсия, как метод ознакомления с окружающим и воспитание социально - нравственных начал у дошкольников» создана и действует на договорной основе модель взаимодействия с соцокультурным центром (музей им. Фелицына) Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, Краснодарским педагогическим колледжем №3, СОШ №4.


В рамках диагностического этапа работы над исследовательским проектом нами были составлены:
• тестовые материалы и проведён контрольный срез по выявлению уровня познавательной активности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности;
• анкеты для родителей по выявлению познавательной активности дошкольников вне детского дошкольного учреждения (дома, на улице);
• выявлен уровень познавательной активности дошкольников;
• разработан сборник конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев спортивных развлечений, досугов с детьми и родителями по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

К, сожалению, сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Проблема духовно- нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела
особое значение.
Каждое дошкольное учреждение, реализуя комплексную образовательную программу, уделяет внимание нравственному воспитанию детей. Мы решили пойти нестандартным путем: формировать социально - нравственные основы через экскурсии. Мы считаем это метод обучения и воспитания очень действенным, потому, что дети непосредственно сами соприкасаются с предметами, знакомятся с людьми, вследствие чего у них остаются в памяти те минуты, которые невозможно забыть.


В рамках инновационного проекта «Экскурсия, как метод ознакомления с окружающим и воспитание социально - нравственных начал у дошкольников» дети моей группы посетили экспозицию в СОШ №4 «Локальные войны: Афганистан»; в педагогическом колледже №1 состоялась встреча дошколят с ветеранами ВОВ, организованной волонтерским движением «Факультет дружбы»; дважды в год дети детского сада принимают участие в возложении венков и цветов к памятнику и обелиску воинам освободителям города Краснодара от немецко - фашистских захватчиков в парке «Солнечный остров»; группа детей посетила участников ВОВ Дудника Василия Ивановича и Коопа Даниила Ивановича на дому. Когда проходят такие акции, невозможно быть равнодушными и черствыми. Дети очень жалели ветеранов, были серьезными при возложении цветов, своими впечатлениями делились с родителями.
Таким образом, инновационная деятельность, именно в этом направлении, принесла свои плоды и результаты. Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаются в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационная деятельность способствует профессиональному росту педагогов и пропагандируется в СМИ.

 

 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

И АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ,

КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

       По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития,  способностей и талантов во многом зависит благополучие общества, поэтому вопросы оздоровления детей,  были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

      Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни.

Поэтому, одна из основных задач дошкольного учреждения решить проблему здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Для этого созданы все условия: 2 спортивных зала с необходимым количеством инвентаря, уголки двигательной активности в каждой группе, мини стадион «Олимп» с выносным и стационарным оборудованием.

Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путём различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и

- Утренние гимнастики, как традиционные, так и нетрадиционные;

- Физкультурные занятия;

- Спортивные игры и упражнения;

- Физкультурные паузы;

- Индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию основных движений;

- Коррекционные упражнения;

- Гимнастики после сна;

- Оздоровительный бег;

- Спортивные развлечения и праздники.                                                                                 

 Наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №116» города Краснодара работает в тесном сотрудничестве с МУЗ «Детская поликлиника №3», Краснодарским университетом физической культуры, спорта и туризма, окружным центром охраны здоровья обучающихся и воспитанников МДОУ «ЦРР – Детский сад №90». На базе МДОУ «Детский сад №116» функционирует филиал окружного центра (Кабинет семейного консультирования), где по плану ведётся прием детей МДОУ города Краснодара. За последние 2 года  получили консультации специалистов узкой квалификации более 120 семей

  Не первый год в детском саду работает клуб «Здоровый малыш», в котором проводятся занятия с использованием элементов здоровье-сберегающей технололии М.Н.Поповой «Навстречу друг другу».

  В основе содержания совместного физкультурного занятия лежит система физических упражнений и игр, которые:

  • Доступны для совместного выполнения взрослым и ребёнком;
  • Разнообразны по своему физическому воздействию;
  • Обеспечивают тактильный контакт;
  • Направлены на развитие эмоциональной сферы, партнёрских, доверительных отношений;
  • Решают оздоровительные, воспитательные задачи.

Эта технология даёт возможность обогатить опыт сотрудничества с детьми и родителями.

 Особое воздействие оказывают совместные физкультурные занятия на детей, которые как бы по-новому открывают для себя родителей, начинают ощущать свою значимость для них, становятся эмоционально к ним ближе. У детей происходят и личностные изменения. Они становятся более ответственными, контактными, уверенными, заботливыми, менее тревожными, способными к сопереживанию.

  В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных детско-родительских отношений, но совместная двигательно-игровая деятельность, на наш взгляд, имеет большие преимущества и поэтому наиболее оптимальна по своему воздействию на эмоциональное сближение родителей и детей.

    Мне  хотелось бы остановиться на физкультурно-спортивных праздниках – как одной из форм активного отдыха детей и взрослых и поделиться с вами своим опытом.

  Физкультурный праздник – это зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни, своеобразная форма спортивных достижений детей. Праздник – это всегда радость, веселье, положительные эмоции, искренний радушный смех, удивление и восторг.

   Одно только его ожидание способно вызвать у ребёнка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад, имеют высокую целительную силу.

    Разрабатывая сценарий, прислушиваюсь и к мнению детей. Если они хотят встретиться на празднике с любимыми героями, то пусть встреча непременно произойдёт. А сколько будет восторга!

  А чтобы праздник прошёл ёщё интереснее, используем разнообразный спортивный инвентарь, в том числе и нестандартны. Целесообразно использовать разное нестандартное оборудование. Ребятам это интересно, а для нас, взрослых, главное – видеть, что дети чего-то добиваются, чего-то могут, а главное – хотят выполнять предложенное задание.

   Мною разработаны и большая часть пособий собственноручно изготовлены,  для проведения авторских игр и эстафет.

  Не меньший интерес вызывает у детей и нетрадиционное использование стандартного оборудования.

  Не забываем мы и о музыкальном сопровождении. Оно повышает эмоциональное состояние и активность детей при выполнении предложенных заданий. Даже эстафеты, проведенные под музыку, проходят интересней и увлекательней.  

 Так как в своей практике мы уделяем большое внимание ритмопластикам, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на детей, то проблем с ритмическими танцами на праздниках у нас нет. Разучив их на занятии, мы совершенствуем их во время утренних гимнастик.

  А если ритмопластики проводятся с атрибутами в руках (шуршунами, шарами, лентами, снежинками, дождиком, листочками, сердечками, цветочками и др.) – это ещё больше украшает праздник и в большей степени повышает интерес детей к их выполнению

     Разученные ритмопластики становятся украшением не только спортивных праздников, но и музыкальных утренников.

   Немаловажное значение мы уделяем и спортивной форме. Каждая группа у нас в детском саду иметь свою форму. Это как эстетично, так и дисциплинирует. На праздниках форма всегда украшается эмблемой.

  В старшем дошкольном возрасте обязательно учитываем половые особенности и на праздниках. Часть заданий даю отдельно для девочек и для мальчиков.

   Это учитываем и в показательных выступлениях, где мальчики показывают своё мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

    На праздники мы приглашаем и родителей, но не только как пассивных          наблюдателей, а как активных участников игр и заданий. Сначала это может быть участие нескольких родителей. Форма участия взрослых допускается разная: где принимают участие все одновременно –  и взрослые и дети. Или это будут эстафеты, а команды – отдельно дети, отдельно взрослые.

  Для того чтобы привлечь родителей мы используем как индивидуальные беседы с ними, так и общение на родительских собраниях, где обращаемся с просьбой оказать помощь детям, как в подготовительной к празднику работе (помощь в изготовлении тематических выставок рисунков и поделок), так и в участии  в самом празднике.

   Находясь всегда в поиске, мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна детям и взрослым. Так появилась идея организации спортивной олимпиады со всеми её атрибутами: настоящими флагами, факелом и чашей с олимпийским огнём, клятвой участников, приглашенными спортсменами и почётными гостями.

  Первые малые зимние Олимпийские игры в нашем ДОУ состоялись в 2002 году.    Цель - приобщение детей к традициям большого спорта, укрепление здоровья, выявление интересов, склонностей, спортивных способностей, подведение итогов работы коллектива по развитию быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости детей, а так же воспитание умения не только побеждать, но и проигрывать. Помощь в организации данного мероприятия в этом году нам оказал и Университет по физической культуре и спорту. Они помогли с участием спортсменов в показательных выступлениях. Доцент кафедры дошкольного образования Соленая Р.И. присутствовала на празднике в качестве почётного гостя.

     Участие родителей в празднике оказывает комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношение в семье и коллективе группы.

Инструктор по ФК Лисицина Е.Ю.

 

Отчет

 Бондаренко Елены Анатольевны об использовании ИКТ

(информационно – коммуникативных технологий) в профессиональной деятельности.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

В своей работе я использую следующие направления использования ИКТ:

 – использование мультимедийного проектора (занятия, консультации для воспитателей с показом слайдов, фото и видеорепортажи  на родительских собраниях, выступление на конкурсе «Воспитатель года», занятие для детей «По тропинке в лес пойдем», основанное на подвижных играх тематическое развлечение «Самым красивым, родным и любимым», посвященное дню кубанской семьи и дню дошкольных работников, КВН, посвященный дню матери,   праздник «Олимпийские гонки дошколят», тематическое занятие  «Космическая олимпиада», «Лесная зимняя олимпиада»  изготовление эмблем);

 – создание собственных мультимедийных продуктов (презентация «Памятные места родного города», учебно-методический комплект по теме «Кубань в годы Великой Отечественной Войны», «Позывные добра» - выступление перед ветеранами ВОВ,  презентация для городскому профессиональному конкурсу «Воспитатель года 2008», визитки для групп);

 – использование Интернет-ресурсов (электронная почта, поисковые системы, разнообразный иллюстративный материал);

 – использование компьютерных игр (головоломки, лабиринты, пазлы, дидактические игры и др.).

Практика показала, что при использовании  ИКТ  значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.     Применение информационных  компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала,  но и предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей:

1.    повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;

2.    активизирует познавательную деятельность;

3.    развивает мышление и творческие способности ребёнка;

4.    формирует  активную жизненную позицию в современном обществе.      

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.